"Терминатор
4" оказался масштабным военным фильмом с боями на суше, на море и в
воздухе, разнообразными терминаторами и компьютерным Шварценеггером.
После того, как компьютерная оборонная система Скайнет обрела разум
и забросала человечество атомными бомбами, на Земле настали унылые
времена. Оставшиеся в живых ведут непрерывную войну с роботами, роботы
охотятся на людей и конца этой схватки жизни с цветными металлами на
ядерной помойке не видно. Мрачное равновесие суждено нарушить одному из
лидеров Сопротивления Джону Коннору — во время рейда на базу Скайнета
он находит коды доступа к радиочастотам, на которых терминаторы
получают команды. Сопротивление начинает готовиться к решающему
наступлению, но Коннора больше беспокоит другое — крутя в руках
фотографию Сары Коннор, он думает, как спасти мальчишку по имени Кайл
Риз, который, отправившись в прошлое, должен стать его отцом. Вскоре у
Коннора появится странный союзник, который тоже желает позаботиться о
парне — некто Маркус, осужденный на смерть еще до бомбежек Скайнета
преступник, который, неведомым для самого себя образом, после казни
вместо того света очнулся в апокалиптическом будущем.
Тем, кто скучал по Терминатору последние двадцать лет, можно сказать, что таки да — обещанное режиссером МакГи появление Арнольда Шварценеггера
состоится. Не лично, разумеется, но компьютерные технологии
предоставляют довольно сносную копию Шварца. Изумление, однако,
вызывает не вечно молодой Т800, а то, что "Терминатор 4" оказался
больше похож на "Перл-Харбор",
чем на своих предшественников. МакГи сделал масштабный военный фильм, с
боями в воздухе и на море, с десантными операциями, минными полями и
всем прочим, что подразумевает этот жанр. То, что на стороне противника
не фашисты в касках, а ржавые кровожадные боты, дела особенно не меняет.
Этот эпический милитаристский замах поставил актеров в странное
положение — в американских военных фильмах Станиславский лежит ногами к
взрыву и не дергается. Поэтому сыгравший Коннора надежда человечества Кристиан Бэйл и сыгравший Риза Антон Ельчин,
как и все прочие, в основном делают военное выражение лица и
демонстрируют спортивную (и военную) форму. Нечто подобное произошло
когда-то с третьей "Матрицей". Это, по-своему, удобно — можно
сосредоточиться на терминаторах, которых в фильме много и все они
разные. Самый неприятный — водоплавающий, похожий на стального угря.
Самый быстрый — мотоциклетный. Самый страшный — 15-метровый Жнец.
Военный аттракцион летит по атомным горкам почти без остановки и кто уж
там рассматривает чью фотографию, и кто кого ищет — становится
совершенно неважно.
А важным становится спасение человечества — штука слишком
абстрактная, чтобы ей сопереживать. В конечном счете, в первом фильме
речь шла не о путешествиях во времени и не о гигантских
человекоподобных роботах — "Терминатор" рассказывал языком B-movie о схватке человека с ангелом истребления, "Терминатор 2: судный день"
— об ангеле истребления, который решил не истреблять. Добро и зло имело
в них столь зримую и безжалостную форму, что добиться похожего эффекта
удалось потом, кажется, только Коэнам, выпустившим на экран Антона
Чигура.
В "Терминаторе 4" ангелы истребления — просто опасные железяки, а
Скайнет — уже не зловещий i-Бог, а просто суперкомпьютер. По-своему,
МакГи перезапустил сагу о Терминаторе в самом актуальном ключе.
Сопереживать некому, война со Скайнетом не имеет конца и человечеству,
как и зрителю, остается только восхищенно смотреть, как рвутся бомбы.